Режиссер Ирина Миронова рассказала, как создавались культовые клипы певицы МакSим

Ирина Миронова начала свою клипмейкерскую деятельность более двадцати лет назад. Сегодня на ее счету более 1000 музыкальных клипов различных жанров и направлений.

Одним из самых продолжительных у режиссера было сотрудничество с певицей МакSим.

Фото из соцсетей

STARWAY попросил Ирину рассказать о пяти самых запоминающихся совместных видеоработах, которые создали неповторимый визуальный образ артистки и стали по-настоящему культовыми.

«Мой рай» 2007 год 

Наше довольно долгое сотрудничество по созданию целой коллекции видеоперсонажей с певицей МакSим началось сразу с трех клипов. Первым мы снимали видео на заглавную песню одноименного альбома «Мой рай». МакSим попросила снимать ее в Питере, потому что именно там с ней случилось нечто важное, чем и были вдохновлены как сама песня, так и весь альбом. Подобные просьбы артистов по проведению съемки в конкретном месте я воспринимаю как полезные подсказки, которые и становятся ключом к открытию целого нового мира — сутью истории клипа. Находясь в Москве, часть работы мы выполняли дистанционно. Кастинг актеров по скайпу, подбор костюмов и реквизита, поиск локации для съемки… Мне нужна была просторная модная квартира с предметами черного цвета — как и поется в песне. Мы искали брутальный лофт в стиле хайтек, который передал бы чувство холодности от ушедшей страсти между двумя людьми.

Агент по поиску локации нашел нужную квартиру быстро, и я спокойно утвердила ее по внятным фотографиям, предоставленным агентством недвижимости. Вопрос с местом проведения съемки был решен молниеносно — как никогда ранее! — и освободил мои нервы для множества других вечных затыков в организации любого клипа. Успокоенная качественными фотографиями квартиры и предварительной ее оплатой с нашей стороны, я отложила осмотр на день, предшествующий съемке. И вот, он настал!

Разделавшись с как всегда, напоследок оставшимся ворохом недоделанных организационных мелочей, мы в самую последнюю очередь, уже ночью отправились осматривать локацию съемки. Первое, что все почувствовали в парадной, — неприятно-сладковатый запах. Внутри арендованной квартиры он уже въедался в одежду и мозг. Агент, сдавший нам квартиру, заметно нервничал, пожимал плечами, и только под окончательным моим напором решил признаться, что в квартире был труп. Рассказал, что накануне сам долго не мог попасть в квартиру, и в итоге обнаружил в ней хозяина мертвым. Молодой парень лет 25-27 оказался одиноким наркоманом, успешно сдавшим квартиру в аренду на пару съемочных дней. На вырученные деньги устроил себе «праздник», вернуться из которого уже не смог…

За мою практику бывало всякое: новая съемка — новая проблема… Но такая трагическая ситуация случилась впервые. Певицу МакSим я тогда решила не ставить в известность, так что она узнает о том происшествии только отсюда. Чтобы не сорвать съемки, мы долго договаривались с полицией, вычищали всю ночь хлором все эти запахи… и съемка состоялась по плану. На следующее утро веселая, выспавшаяся в отеле по соседству МакSим «летала» по съемочной площадке. А я весь день пялилась на то место в квартире, где лежал труп. Давала команды по съемке четко, но отстраненно, в очередной раз рискуя показаться «странной Мироновой» артисту, с которым работаю впервые… А озадачена я была этой такой явной взаимосвязью между моими сюжетами для клипов и историями, происходящими в реальности почти синхронно в то время, когда задумывается клип. Еще более очевидное и печальное совпадение у нас с МакSим повторится в клипе «Абонент недоступен».

«Ветром стать» 2007 год

Клип на песню «Ветром стать» мы снимали вторым. Приняли решение создать понятный и близкий к тексту сюжет, который должен был вызвать у зрителя чувство сопричастности к ярким, но неоднозначным чувствам героев. Показать эти чувства — как это сделать картинкой? Чтобы рассказать историю в клипе, я использую много деталей, предметов и их историю – так я визуализирую чувства героев. Разбитое стекло фоторамки со вложенной фотографией счастливо улыбающейся пары, где они в горнолыжной экипировке на фоне заснеженных горных вершин. Следующий кадр – парень с фотографии в инвалидном кресле — и рядом на полу та самая разбитая фоторамка с ними, сияющими радостью и любовью сквозь искрящуюся стеклянную пыль, соединяющую холодную гладь каменного пола со снежной пылью далеких гор на фото. Это главная метафора истории клипа, говорящая о том, что счастье — как и жизнь, и любовь — настолько хрупкие субстанции, что их можно разбить в любой момент.

Теперь мы понимаем, что наш герой получил травму, которая усаживает его в инвалидное кресло. С чем смириться он не в силах — настолько, что готов расстаться с жизнью. Опускает руки и, запутавшись в своих воспоминаниях, он раскручивает, разматывает магнитную ленту видеокассеты, где запечатлена хроника счастливых моментов их жизни. Теперь мы видим горсть таблеток, рассыпанных на кухонном столе, и понимаем, с какой большой болью приходится бороться нашему герою. И только настойчивость героини в исполнении МакSим и ее терпение, и безграничная любовь спасают его.

Когда мы проявляем друг к другу такие чувства и поддержку, то, конечно, оперевшись на них, можно двигаться вперед. Вот и он опирается на ее любовь, встает на ноги, робко и еще неуверенно… Он опирается на инвалидную палочку, как на плечо любимой. И опирается на плечо любимой, как утопающий на спасательный круг. Во взгляде героини мы читаем «Я тебя держу!». Всегда сложно иллюстрировать такие «неиллюстрируемые» понятия, как вера, надежда, любовь… То, что нельзя увидеть одной определенной картинкой. Но именно такая сложность мне и интересна в клипах, где, в отличие от большого кино, еще меньше возможности успеть рассказать все правильно! И мне всегда помогают в этом шарады из сочетания предметов и их история.

«Знаешь ли ты» 2007 год

«Знаешь ли ты» стал третьим клипом для МакSим, который я снимала, и на него оставалось меньше всего времени… и бюджета. Так что сюжет родился исключительно из целесообразности, экономии и предполагал короткую съемку в комнатке женского общежития. Но никакая экономия не заставит меня отвлечься от песни и от героини! Если нет средств для создания мира песни вокруг нее, значит надо сфокусироваться на самом образе и создать этот мир вокруг не декорацией, а ее собственными действиями и небольшим количеством реквизита. Реквизитом стал старенький фен. Образом – хорошая, настоящая подруга из девичьего общежития. За считанные часы мы отсняли большую часть материала. Я была уверена, что это все, что нужно для этого клипа — сцена в комнатке, где одна подруга, пусть и со слезами на глазах, но искренне радуется за другую, выходящую замуж за ее близкого друга. Можно даже сказать, за ее парня — такая вот очень распространенная ситуация… Люди здесь обычно ведут себя по-разному, но наша героиня нашла в себе силы радоваться и пожелать и другу, и подруге счастья и любви. Это мое любимое занятие – додумать конкретную ситуацию, начало или финал которой заложен в самой песне…

Обязательны элементом к пониманию всей истории клипа и песни стал сам образ героини. С этой целью я предложила МакSим определенный костюм. Почти детские хлопковые трусики (почти шортики) и худи с капюшоном (капюшон нужен был обязательно, чтобы скрывать слезы от подруги). Образ дополнил фен в руках вместо микрофона, который без искусственной спецтехники естественно и красиво развевает волосы героини и окончательно романтизирует образ. Этот кадр очень полюбился зрителям и нескольким командам КВН, которые потом неоднократно его пародировали…

В этом клипе сработало еще одно мое правило хорошего клипа: чем меньше у него бюджет, тем «дороже» должны быть актеры. В пару к очаровательной МакSим я добавила профессиональную актрису Анастасию Сычёву — по принципу контрастного типажа. Они обе отлично сыграли, и было очень важно, чтобы состоялся актерский дуэт, в котором чувствовались искренняя дружба на грани любви и жажда будущего. Вот для этого обязательного огромного будущего и стало необходимо вырваться из маленькой общаги. Так что очень скоро наш самый скромный бюджет оказался не самым… Мы отправили в Сочи и доснимали там уже по ходу монтажа придуманную мной сцену, когда героиня не выдерживает собственных эмоций и, чтобы не огорчить подругу, просто выбегает, ничего не сказав… вырывается, как была, босиком в большой город, и дальше к еще более большому морю. Нужно было вырваться из этих четырех узких стен полудетского подросткового горя и дать героине вздохнуть глубоко — кадр, когда она из коридора выбегает на улицу, вдыхает в себя огромный мир… Этим миром стала набережная в Сочи. Эти кадры оказались очень важны для клипа, они создали новую атмосферу — показали зрителю возможность дальнейшего красивого будущего героини.

Ольга Бузова, Нонна Гришаева и Татьяна Лазарева отметили «День влюбленных» в Театре МДМ

«Мои секреты» 2018 год

«Мои секреты», пожалуй, самый любимый из наших с МакSим клипов. Мне нравится сама концепция — рассказывать про тайны. Но так, чтобы ничего не говорить в точности, где есть всевозможные варианты, которые зритель может сам себе придумать, опираясь на свои собственные секреты. Таким образом, возникает сопричастность с песней и с исполнителем. Я это очень люблю и практически злоупотребляю этой темой, потому что про секреты можно рассказывать бесконечно — любым жанром и любым способом, любой, даже самой невероятной, ситуацией. А вот невероятные ситуации для клипа — это «золотая антилопа». Ведь здесь можно фантазировать и применять все свои инструменты, — и промахнуться трудно, потому что любые сказки хороши.

По смыслу, тексту и посылу этой песни было понятно, что речь идет о какой-то тайной связи между девушкой и ее возлюбленным. И эта связь настолько оберегаемая и невероятная, что мне пришло в голову создать пару из сказочных существ, которым даже в фантастике оказаться вместе было бы невероятным!

Герой в клипе олицетворяет собирательный мужской образ брутального типа, одиночки, привыкшего рассчитывать на себя и уже довольно хорошо устроившегося в этом мире в своей большой, дорогостоящей и уютной берлоге. Такую возможность визуализации нам дал медведь Степан, с которым, несмотря на ряд сложностей, оказалось очень результативно работать. Наш артист находился на площадке только полтора часа и ни минуты больше, чтобы не допустить переутомления и прочих последствий обычного человеческого актерского труда. Для животных это недопустимо.

Полтора часа работы актера на съемочной площадки в главной роли даже для трехминутного видео — это, конечно, очень мало. А вариант с использованием медвежьего костюма не дал бы нужной фактуры, живого дыхания, смотрения хоть и не злыми, но сверкающими живыми звериными глазами в глаза героине. И, надо отдать должное МакSим, она не испугалась и просто тонула в его огромных мягких лапах. Мы даже в какой-то момент потеряли ее из виду! Артистка очень мужественно работала на камеру, прекрасно понимая, что нельзя дернуться, выскочить и напугать медведя. Кадры получились волшебными и достоверными одновременно.

Как и герой, героиня МакSим тоже должна была предстать персонажем сказочным и удивительным. «Инопланетянка и Медведь» – сразу пришло мне в голову после первого же прослушивания предлагаемой для клипа песни. МакSим — идеальная инопланетная принцесса, красотка с точеным телом и безупречной грацией. И этот ее образ оказался наиболее удачным для этой песни. Героиня прибывает на планету, не обязательно Землю, но обязательно цветущую планету, где скрывается Он. МакSим припланечивает свою летательную тарелку в стиле 60-х, словно из новостей об НЛО, к нему в берлогу – стеклянно-бетонную виллу в том же стиле. Я люблю «рисовать» визуальными цитатами. Они привносят дополнительные смыслы и метафоры, обогащая клип, как художественно, так и по смыслу. И здесь таким штрихом стала сцена, когда Медведь листает страницы журнала Esquire, в котором опубликована сказка о Маленьком принце. Похожая история случилась и с нашей инопланетной принцессой, которая оставила свою родную планету ради любимого.

«Абонент недоступен» 2019 год

Клип «Абонент недоступен», как и клип «Мой рай», мистическим образом стал проекцией реальной истории. Разрабатывая сценарий в дополнение к тексту песни, я предложила сюжет, начинающийся с ссоры двух влюбленных в машине. Причиной конфликта стал неумолкающий мобильный телефон героя, что страшно раздражало героиню. Это привело к ссоре, ссора переросла в скандал, скандал спровоцировал неконтролируемые эмоции, приведшие к трагической аварии. Далее по сюжету девушка приходит в себя первой и видит уже разбитую машину, в которой застрял ее парень. Наша героиня бросается помочь, но понимает, что помочь не может. Она не может попасть в машину, не может даже прикоснуться к ней, она не может прикоснуться даже к себе самой… потому что она — дух. Ее тело продолжает бездвижно лежать около разбитой машины. А душа продолжает рваться к нему…

В роли влюбленной девушки должна была сниматься сама МакSим. На роль духа мы пригласили похожую по типажности и фактуре на нашу певицу профессиональную танцовщицу Анастасию Джуркину. Она должна была в танце изображать мечущийся призрак, вырвавшийся из почти безжизненного тела. В итоге именно ей пришлось исполнить роль главной героини. В день съемки МакSим попала в автоаварию. По счастью, происшествие оказалось без тяжелых последствий, но и без больницы не обошлось.

Это еще один мистический случай, когда история клипа отразилась на жизни певицы. Или наоборот…

Интервью. Исполнитель Yaar рассказал об успехе мирового суперхита «I lost you»

Ещё
Ольга Нечаева получила премию телеканала Fashion TV Russia, выйдя на сцену в пижаме с надписями «МНЕ ПОХ!»